Как сделать велосипед массовым?

17 января 2013

Как сделать велосипед массовым?

Как сделать велосипед массовым?

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

 

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

 

Другие новости

12 июня 2015
Южноафриканская компания Dutchmann выпустила ограниченную серию велосипедов Vicious (в переводе «свирепый» или «норовистый»), которая стала результатом объединения мастерства и таланта двух выдающих экспертов – местного производителя велосипедных рам Данкана…
01 апреля 2014
На ежегодном североамериканском велошоу (NAHBS) всегда появляются интересные, инновационные и красивые шоссейные байки. В этот раз все три эпитета подходят к победителю конкурса, модели Gravel Racer от производителя Argonaut из Портленда. Модель сделана на базе текущего шоссейника с карбоновой…
19 февраля 2014
Чен Йен Вэй и Хан Мин Чен, основавшие в Стокгольме дизайн-бюро Afteroom, предложили велосипед, в котором сочетается стиль велогонки Тур де Франс и обычного городского велосипеда. Для сварки рамы использовалась особая техника, в результате которой получаются швы с позолоченным оттенком. Со временем…
24 апреля 2013
У нас на сайте добавились отзывы владельцев велосипедов Helkama.
15 марта 2013
Здравствуйте, уважаемые Господа! Сей рассказ, посвящён тому, как зародилась и реализовалась идея о том, как возник наш бизнес. Как всё необычное, наш бизнес начался с необычного момента в нашей жизни. Виной всему, это наша любовь к музыке, а музыка – это всегда прекрасно! Летом 2011 года,…
12 марта 2013
Покупка велосипеда не несет на себе такие же обязательства, как скажем предложение руки и сердца, но задуматься вам все же придется, особенно если вы покупаете свой первый велосипед. Для начала вам необходимо определиться с типом велосипеда под ваш предполагаемый стиль катания и ростовкой…
12 февраля 2013
Слово «велосипед» в дословном переводе с французского языка означает «быстрые ноги». Вошло в обиход в шестидесятых годах девятнадцатого века; При одинаковых энергозатратах организма, передвигаясь на велосипеде, мы двигаемся в три раза быстрее, чем при обычной…
07 февраля 2013
Изобретателем деревянного самоката – «прадедушки» современного велосипеда – является немецкий барон по имени Карл фон Драйс. Это замечательное изобретение он сделал в 1814 году, то есть 200 лет назад. Запатентовал фон Драйс своё «детище» несколько позже, в 1817…
28 января 2013
В 2013 году велосипедная инфраструктура в Москве будет активно развиваться, пообещал 22/01/2013 глава столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Развитие велосипедного транспорта в столице — это одна из мер борьбы с пробками. К 2016…
27 января 2013
С 1 по 3 марта 2013 года в Москве пройдёт одно из главных событий велосипедной жизни в России — Выставка-шоу «ВЕЛО ПАРК 2013». Рекомендуем подписаться на официальную страницу выставки и заглянуть на сайт velo-park.ru